Ці чуў ты пра Цiчу? — обзор настольной игры Тичу

Для тех, кто совсем не знаком с беларуским (мне так больше нравится) языком, переведу название статьи — «Слышал ли ты про Тичу?», что для простого носителя русского языка звучит примерно как «Тичу про Тичу». Хотя несколько странно, что обзор настольной игры начинается с серьезного объяснения шутки, заложенной в названии артикула=) А с другой стороны, я даже не знаю, что вам сказать по поводу названия самой игры, потому что даже википедия не знает, что оно значит.

Тичу, оно и в Африке Китае Тичу=)

Почему на игру стоит обратить внимание?

Я давно косился на Тичу, но как-то не решался познакомиться с игрой. Она была не сильно распространена в наших краях, а покупать на каком-нибудь Кулстаффе не хотелось. На БГГ про нее очень часто любят вспоминать, особенно когда дело касается игр с механикой trick-taking (игры со взятками). На данный момент Тичу занимает 61-ое место в списке всех игр на БГГ. Какие бы ни выходили новые игры со взятками, их всегда сравнивают с Тичу, и чаще всего я слышу такое резюме — «Все-таки для меня до сих пор Тичу остается лучшей игрой«.

Мне очень хотелось познакомиться с игрой ближе, чтобы тоже при случае сравнивать какую-нибудь новую игру со взятками с эталоном жанра. И здорово, что Hobby World обратила свое внимание на Тичу. Теперь у каждого из нас есть возможность узнать, что в игре такого классного и за что ее хвалят бггшники.

Бридж? Покер? Тичу!

Тичу — это карточная игра с элементами бриджа, покера и дайфуго (японская игра). Играют в Тичу командами 2 на 2. В каждом раунде игры команды набирают очки. Выигрывает та команда, которая наберет первой 1000 очков.

К сожалению, коробочку для игры выбрали не самую удачную — с язычком, как в Тайном Послании или Запретных Словах. Это значит, что через некоторое количество открываний и закрываний коробка может развалиться.

Внутри коробки вы найдете правила и колоду карт.

По сути, карты самые обычные — стандартный покерный набор + джокеры. Единственное, что масти не пики, червы, трефы и бубны, а нефриты, мечи, пагоды и звезды. Поначалу меня это немного раздражало (привычка — великое дело), но потом глаза вроде привыкли. Джокеры же уникальные, что и отличает карты Тичу от обычных карт. Джокерами являются такие карты, как пес, маджонг, дракон и феникс.

Художник-оформитель постарался оформить карты уникально, чтобы ее не спутали с другой игрой, и мне кажется, что у него не очень хорошо получилось. Но об оформлении я отдельно выскажусь позже.

Схватка 2х2

Классические правила Тичу подразумевают игру командами 2х2. Игроки одной команды должны сидеть друг напротив друга. Абсолютно все карты поровну раздаются игрокам. Таким образом, у каждого игрока на руках будет по 14 карт. Дальше игроки должны выбрать 3 карты с руки и раздать их по одной другим игрокам. Естественно, выбирать карты нужно самые ненужные и бесперспективные.

Полная рука карт

Первым ходит игрок, у кого в руке есть карта маджонг (напомню, это джокер). В свой ход игрок должен выложить на стол из руки одну любую комбинацию карт. В эти самые комбинации входит: одиночная карта, пара, несколько пар, тройка, фул-хаус (тройка + пара), стрит минимум из пяти карт (каждая следующая карта должна быть на единицу выше предыдущей). Следующий игрок, сидящий справа от активного игрока (идем против часовой стрелки), может либо спасовать, либо сыграть ту же комбинацию выше достоинством. Например, две шестерки можно побить двумя восьмерками.

Ход передается дальше по кругу, пока все игроки не спасуют. Игрок с самой старшей комбинацией забирает всю взятку себе (все выложенные на стол карты) и начинает новый раунд.

Любую комбинацию карт можно побить так называемой бомбой.

Бомбы бывают двух видов: все четыре карты одного достоинства (например, четыре туза) или стрит минимум из пяти карт одной масти.

Но особенную пикантность игре придают джокеры, каждый из которых имеет особые свойства.

Джокеры

Карта маджонг имеет номинал единичку (это самая маленькая карта). Но когда владелец разыгрывает ее, он может потребовать, чтобы следующей была сыграна карта определенного достоинства.

Если игрок начинает раунд с карты пса, то право хода передается его напарнику по команде.

Карта дракона в конце игры приносит целых 25 очков. Это на самом деле очень много очков. Дракон бьет любую одиночную карту. Но у него есть одно нехорошее свойство — выиграв драконом взятку, всю взятку, включая дракона, придется отдать сопернику. Единственное, чего боится дракон, так это бомбы.

Феникс считается самой сильной картой. Его можно сыграть как одиночную карту достоинством выше на 0,5, чем у предыдущей карты. Дракона, правда, феникс не может побить. А еще феникса можно сыграть вместо любой карты в составе любой комбинации. Но за все хорошее нужно платить, поэтому в конце игры феникс принесет его владельцу -25 очков.

Раунд заканчивается, когда за столом остается один человек с картами. Он обязан отдать все свои карты на руке соперникам, а все взятки тому, кто первым избавился от карт в раунде. После чего начинается подсчет очков каждой команды.

Пятерки приносят 5 очков, десятки и короли — 10, дракон — 25, феникс — минус 25. Вот и вся математика.

Бомба

Также можно получить дополнительные очки, если:

— оба игрока команды закончили раунд быстрее своих соперников. За это команда получает дополнительные 200 очков;

— если до начала игры объявить малый (100 очков) или большой (200 очков) Тичу. Объявляя Тичу, вы утверждаете, что выйдете из раунда первым. Если вы будете правы, то получите свои очки. Если нет, то эти очки будут списаны со счета команды. Так что рисковать с объявлением Тичу стоит только в самых крайних случаях.

Цель игры: набрать 1000 очков.

Считаем взятки за раунд: 5+10+10+10-25=10

Несмотря на то, что классические правила Тичу расчитаны на четырех игроков, есть еще альтернативные правила для 3 игроков, 6 и 5-12. 

При игре втроем одна команда полная, а вторая состоит всего из одного игрока, который играет за двоих.

Когда играющих шестеро, игроки делятся на 2 команды по 3 участника, и правила игры подвергаются косметическим изменениям.

В игре на 5-10 игроков команд нету — каждый играет сам за себя. Этот вариант игры вообще не похож на Тичу. очки не считаются, взятки не берутся, а цель игры — избавиться от карт на руке.

После игры в Тичу: «Что? Что такое, дорогой?» (см. фото)

Мне игра напомнила мои детские посиделки с друзьями во дворе, которых летом в лагере научили играть в новую карточную игру типа Пьяницы, Свинопаса или Тысячи (сам я ни разу в пионерском лагере не был). Совершенно неудивительно, что Тичу напоминает эти «народные игры», потому что в ее основе лежат, как оказалось, несколько китайских игр, которые и держал в уме Урс Хостеттлер, автор Тичу, когда придумывал свою игру. Но то, что игра на самом деле китайская, это скорее легенда, чем правда.

Мне игры такого плана нравятся, хотя и в Тичу довольно высокий элемент рандома (а рандом я люблю в меру). Так, после раздачи карт вы понятия не имеете, какие карты на руке своего напарника. Можно только догадываться, сможет ли он поддержать вас, если вдруг соперники перебьют вашу взятку. Т.е. вроде бы с одной стороны все игроки копаются в своей песочнице, но при этом в Тичу так много нюансов, что если просто банально уткнуться в свои картишки и забыть про существование напарника, то можно легко продуть.

Обычно все стараются сбросить сразу самые слабенькие комбинации, оставив самые мощные на потом. К сожалению, большинство этих комбинаций уходит впустую, потому что очки получают (или отнимают) за всего несколько типов карт (пятерки, десятки, короли и 2 джокера). Поэтому если игроки видят, что во взятках лежит «мусор», то и бороться за него как-то не хочется (это имеет смысл делать только, если вы хотите стать активным игроком).

Очень интересно разыгрываются джокеры. Иногда даже кажется, что именно в них и кроется весь игровой фан. Джокеры заставляют менять тактику в игре. Если у вас на руке феникс, было бы здорово его как-то подбросить сопернику. Если же феникс пришел вместе со взятками, то может лучше остаться последним игроком, чтобы отдать эту «чудесную» карту, дающую -25 очков, соперникам? В общем, в игре есть много интересных и хитрых моментов.

Мне сначала показалось, что игра хоть и веселая, но простоватая, пока я не начал смотреть в игру глубже. И с каждой игрой Тичу мне нравилась все больше и больше. Я стал чаще замечать у себя в руке более мощные комбы, стал находить больше вариантов розыгрышей джокеров, понял, что в Тичу можно даже блефовать. Хотя на самом деле по большему счету все просто ожидают, когда кто-то выложит пятерки, десятки или королей.

На мой взгляд с реиграбельностью у Тичу все в порядке. Как можно долго играть в Тысячу или Дурака, так и в Тичу можно рубиться пока не надоест. Учитывая, что играть нужно до 1000 очков, то одной партией точно не отделаешься. Ведь обязательно захочется отыграться, если проиграешь. А потом можно еще поменяться партнерами.

Карты-памятки

Игра простая в освоении. Возможно сразу будет сложно въехать в то, как работают джокеры. Но если внимательно прочитать пример партии в правилах, то все станет на свои места. С маджонгом или псом проблем нет, это легкие и понятные карты. А у дракона и феникса немного больше свойств, которые могут запутать игроков. Но за одну целую партию я спокойно разобрался со всеми джокерами и дальше проблем не испытывал.

Доля везения в игре довольно высока. Не то чтобы карты часто могут придти плохие, просто иногда бывает, что с полученными картами победить довольно сложно. Но все это нивелируется тем, что играть нужно до 1000 очков, а это значит, что если не пришли нужные карты сейчас, то они придут потом, в следующей раздаче.

Единственное, что мне кажется отталкивающим в Тичу, это арт. Но согласитесь, что данный параметр — дело вкуса. Иллюстрации к игре делали нарочито китайскими. Кажется даже, что с элементами строгого стиля коммунистического декаданса. С точки зрения темы — все в порядке, игра действительно похожа на китайскую. С точки зрения завлечения народа, то такой игрой вряд ли заманишь покупателя. Вот итальянцы сделали иначе — выпустили Тичу с редизайном. Выглядит такой вариант вполне прилично, мне он очень даже нравится. Hobby World локализовало оригинальную версию. Мне кажется, что все-таки продажи игры будут сильно зависеть от интернет-обзоров и настырных продавцов в магазинах. К сожалению, оформлением игра похвастаться не может.

Итальянская версия

Несмотря на варианты с 3, 5 и более игроками, основным является вариант классический, рассчитанный на 4 игрока. Другим составом играть тоже можно, но лучше всего играть в Тичу вчетвером. Имейте это ввиду, если задумались о покупке игры.

Подытоживая:

Тичу — карточная игра, состоящая из практически обычной колоды карт;

игру можно отнести к гейтвею;

отлично подходит для начинающих или завершающих настолок на игротеках;

веселая, прикольная, негрузная настолка;

содержит море тактических решений;

кому не нравятся классические карточные игры, тот вряд ли испытает восторг и от Тичу;

— арт специфический.

Лично мне игра понравилась. Я теперь понимаю, почему Тичу по праву является одной из лучших игр с механикой trick-taking. Кому нравятся карточные игры, рекомендую обратить внимание на Тичу, тем более, что она маленькая, стоит недорого и здорово может скрасить вечера, проводимые летом на даче.


Настольная игра Тичу была предоставлена для обзора компанией Hobby World.

9 Responses to Ці чуў ты пра Цiчу? — обзор настольной игры Тичу

  1. Ирина says:

    Я чула про Тічу!:))) Я тоже на нее косилась. Арт чем-то, как ни странно, напоминает мне обычную советскую колоду карт. Мне всегда нравились классические карточные игры, а впервые я начала играть в дурака в возрасте 5 лет в конце 70-х на отдыхе, где собиралась разношерстная детская компания всех возрастов… Жаль, что Тичу привередлива к количеству игроком — было бы интересно попробовать.

    • scafandr says:

      Да, если вас интересует вариант на двоих, то Тичу посоветовать не могу никак. Но вы можете попробовать сыграть за двоих игроков=) Хоть это тоже нечестно будет, ведь карты напарника нельзя знать

  2. Legion says:

    Согласен, что в итальянской версии арт смотрится более выигрышно. Но если я правильно понимаю, то здесь хоббики использовали стандартный арт, а не рисовали свой собственный. Меня в таких играх всегда отталкивала визуальная схожесть колоды с обычной игральной. Как-то не хочется переплачивать )))

    • scafandr says:

      Да, HW локализовало оригинал. Некоторые издательства адаптируют арт под вкусы своих покупателей, так и поступили итальянцы.
      Я спросил знакомого, сколько он продал копий в своем магазине. Ответил, что ни одной. Я был ооочень удивлен. Вот тогда и подумал, что если бы коробочка и карточки были красотенные, то и продажи были бы другие.
      Переплачивать, к счастью, придется несильно — игра стоит как и Тайное Послание. Да и не у всех есть дома колода карт=)

  3. Leks says:

    Что мне нравится в твоих обзорах — ты даже о неинтересной мне игре пишешь увлекательно:) спасибо, отличный обзор!

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.